ПРОДВИЖЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА

Гендерная политика требует строгого учета признания пола во всех разрабатываемых государством программах (политических, социальных, экономических, культурных) как с точки зрения их реализации, так и многосторонних последствий для женщин и мужчин.

С момента своего создания, в 1993 году Союз «Женщины Дона» позиционировал себя, как организация, защищающая права женщин, способствующая расширению их возможностей, продвигающая женщин на уровень принятия решений.

Для того чтобы понять, почему именно это направление деятельности стало приоритетным для нашей организации, почему мы считали и считаем себя частью женского движения России, необходим некоторый экскурс в историю вопроса.

Осознанию женщиной своего статуса в обществе предшествовали длительные исторические процессы с определенными юридическими и идеологическими механизмами. Напомним некоторые их этапы

Первичное разделение труда между мужчиной и женщиной закрепило за мужчиной право на «внешнюю» деятельность, на освоение мира, господство над ним, следовательно, на выполнение им роли субъекта истории, а за женщиной – право на рождение и воспитание детей, обустройство дома. Род всегда стремился контролировать поведение женщины потому, что от нее зависело его воспроизводство, вследствие этого, женщина была объектом власти мужчины, патриархального рода.

Христианство в какой-то мере облегчало давление родовых сил на женщину. По Евангелию, в горних высях возможно уравнивание всех душ. В мире земном (дольнем) Еве — символу любви-искушения противостоит образ Девы Марии – символа любви-спасения. Христианство использует два символа: природно-родовая женственность и женственность духовная, личностная, вечная.

К XVI веку возникает новый тип человека – человек, отделяющийся от рода, с собственным самосознанием. Демократические идеалы свободы, равенства, братства отразили появившиеся в обществе потребности не столько в грубой силе, агрессивности, натиске, сколько в интеллекте, интуиции, в свободной личности, в массовой рабочей силе и мужчин и женщин.

Рационализм эпохи Просвещения способствовал укреплению авторитета «естественного права». Между полами устанавливаются отношения взаимной ответственности. Появились многочисленные трактаты, убеждающие в том, что природные задатки женщины не менее совершенны, чем мужские. Вместе с тем Ж. -Ж. Руссо открыто сомневается в способности женщины к нравственному выбору – основе гражданственности. «Декларация прав человека и гражданина» также не оговаривает право женщин на гражданство. Это умолчание, а затем юридически оформленный отказ включить женщин в категорию «свободных и равных» приводят к возникновению движения феминизма, а в 1791 году – к обнародованию «Декларации прав женщины и гражданки». Общество в негодовании, оно реагирует на этот документ запретными актами.

В XIX веке женщины оказались между полярными законодательными актами (признающими или отрицающими ее права). «Новое Христианство», разработанное учениками Сен-Симона, вводит понятие гармонической ассоциации, социального блага, справедливости. «Новая» женщина, согласно данной идеологии, – гарант морального оздоровления человечества.

Ведется поиск средств эмансипации женщин. В их числе:

— равенство в браке;

— равная оплата труда, участие женщин в профсоюзах, контроль над рождаемостью (суфражистки);

— освобождение пролетариата есть освобождение женщин, получающих доступ в сферу производства.

Таким образом, эмансипация женщин связывалась с изменением патриархальных норм, традиций, с коренными изменениями в самом обществе.

В русской истории с 1825 года возрождается характерный для России архетип женского героизма как нормы долженствования – героизм самоотречения, на который натолкнулся русский феминизм, русское женское движение. Наличие мощной национальной русской культуры и влияние Европы обусловили два нормативных полюса в России, в частности две трактовки женского долженствования:

— способность женщины потрясать народные массы, влиять на судьбу отчества;

— способность женщины раствориться в детях, муже, семье, которые являются полем для ее героизма.

Россия — страна, в которой часто сталкиваются полярные системы ценностей, полярные представления о нравственности, нормах поведения, социальных отношениях, где в определенные моменты истории соседствуют разные типы цивилизаций. Становление российского женского движения проходило под влиянием такого фактора, как переход от традиционного типа цивилизации к либеральному. Дискуссия, произошедшая на 1-м съезде женщин России, обозначила характер женского движения. Этот съезд выявил два течения в российском феминизме – феминизм равенства, партнерства, и феминизм «отличия». Сторонники первого течения считали, что интересы демократического движения и женского движения тождественны, представительницы феминизма «отличия» доказывали, что культура человечества имеет совершенно мужской характер, а смысл женского движения в освобождении женского творческого элемента, развитии специфически женского.

Большевики, создавая свой строй, реформируя базисные человеческие отношения, особое внимание уделяли социальным отношениям между полами, а также связанными с ними представлениями и символами. В работах того времени задачи преобразования социальных отношений пола подчинены задачам преобразования всей системы социальных отношений. Профессиональная активность женщин оказывается плохо совместимой с другими ее функциями – матери, воспитательницы детей, хозяйки дома. Позиции женщины в обществе определяются контрактом работающей матери, который относится к числу гендерно рассогласованных контрактов.

Определенные сферы общественного труда остаются практически трудно доступными для женщин, и, прежде всего это относится к сфере управления государством, сфере принятия реальных политических решений. Отсутствие в этой сфере женщин камуфлируется широкими декларациями о политическом равенстве женщин.

«Разные возможности» – знак функционирования гендерной системы, основанной на почти полном устранении женщин из сферы принятия решений (экономических и политических).

Чтобы представить целостную картину участия женщин в российской политике, важно понимать, что политическая деятельность не может быть сведена только к функционированию структур и институтов власти. Политический характер может приобрести буквально любой вопрос, затрагивающий интересы тех или иных групп, социальных слоев, населения. Всякое ущемление интересов людей со стороны властных структур, всякое пренебрежение коренными интересами и потребностями людей порождает политические настроения, социальную напряженность.

Именно такие обстоятельства послужили источником и стимулом усиления активности женщин, ставших членами Союза «Женщины Дона» тогда, когда они приехали из разных городов Ростовской области на «Первый Форум Женщин Дона». Все они отозвались на неформальный призыв: «Давайте объединимся неравнодушные, желающие нести добро и свет людям, и верящие в свои силы!»

Проекты РОО Союз «Женщины Дона», направленные на достижение гендерного равенства:

Проект «Права женщин шаг за шагом» при финансовой поддержке программы «Дорога Свободы» правительства Швейцарии.

Проект «Права женщин шаг за шагом» задумывался с целью содействия развития гражданского общества через:

— обучение женщин умению видеть и формулировать проблемы собственных прав, анализировать международные документы по правам человека;

— обучение навыкам выработки стратегии и тактики борьбы за права женщин;

— подготовку материалов к докладу о положении женщин в Ростовской области.

Этот проект – был принципиально новым этапом в деятельности нашей организации.

Во-первых, его реализация – это практическое использование знаний, полученных многими активистами Союза на различных обучающих семинарах и тренингах, в первую очередь – Международной программы с одноименным названием. Во-вторых, впервые Союз проводил крупномасштабную обучающую программу: к участию в ней привлечены не только жительницы Ростовской области, но и Краснодарского, Ставропольского краев, республик Северного Кавказа.

Проект начинался с разработки условий конкурса и отбора кандидатур слушательниц курса «Права женщин шаг за шагом». Осуществлялась адресная рассылка анкет для участия в программе более чем 300 женщинам, в десятки общественных неправительственных организаций, мы предложили совершенно незнакомым людям написать свои «женские истории», рассказать о своей жизни. В результате 30 женщин разного возраста (от 20 до 60 лет), разного социального статуса, образовательного уровня и профессий, стали победительницами и, соответственно, приняли участие в образовательном проекте «Права женщин шаг за шагом».

Женские истории: иной ракурс. Обращаясь к нашим корреспонденткам, мы не ограничивали сферы жизни, о которых они могли рассказать. Ответы получились эмоциональные и искренние. Каждая судьба – как камешек в мозаике: одна рассказала о трагическом влиянии алкоголизма мужчин на судьбы нескольких поколений женщин в семье; другая – о том, как добивалась признания в своей профессии; третья – о мытарствах с ребенком-инвалидом; четвертая – о страданиях матери солдата. Подавляющее большинство историй, которые мы получили, подтверждали: положение женщины в России никогда не было легким. С детства воспитанные на идеалах жертвенности, российские женщины редко думают о себе; несут двойную – тройную нагрузку в обществе; воспринимают насилие как константу в семейной жизни; им трудно сохранить конкурентоспособность на рынке труда.

Знакомство с этими историями не оставило, тем не менее, у членов конкурсного жюри ощущения безысходности: женщины постепенно избавляются от патерналистского мироощущения, готовы добиваться реализации своих прав.

Деятельность по проекту включала много интересных направлений работы: это и обучающие семинары, и овладение методиками проведения социологических исследований, и сбор информации для подготовки доклада о положении женщин в регионе, и создание обучающих видеоматериалов. Можно говорить еще об эмоциональном, человеческом объединении всех тех, кто стал участниками проекта.

Проект. Региональная школа по правам человека «Права женщин шаг за шагом» (курс для студенческой молодежи)

Проект состоял из нескольких этапов и видов деятельности.

I ЭТАП включал в себя разработку конкурсных анкет, их распространение, проведение конкурса на право участия в Школе. Анкеты распространялись в вузах городов Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Шахты. Всего в конкурсе приняли участие 202 студента. Из них 155 девушек, 47 юношей. В результате было отобрано 30 человек: 17 девушек и 13 юношей.

Может ли мужчина быть феминистом?

На этот вопрос в нашей анкете большинство юношей не ответили, однако нашлись и смельчаки. «Да, – ответил один, – но это очень плохо». «Да, – написал другой, – если он неполноценен». «Да, – выразил мнение третий, – если он имеет нетрадиционную ориентацию». Эти «смельчаки» затем учились в нашей Школе. В перерывах занятий на первом семинаре они оживленно беседовали с тренером, феминисткой Ольгой Липовской, и смотрели на нее влюбленными глазами.

Нам было интересно, что ответят они на тот же вопрос после второго семинара?

II ЭТАП состоял из образовательной и практической частей.

Образовательная часть проекта включала 2 семинара-тренинга.

Тема 1-го семинара: «Введение в права человека», «Права человека – женщины», «Феминизм в России вчера и сегодня».

Хочется сказать об атмосфере, которая царила в течение трех дней семинара: очень разные и недавно совершенно незнакомые молодые люди удивительным образом объединились в коллектив единомышленников. Как неожиданно для себя, они выяснили, что проблема прав человека, о которой они раньше не задумывались, «пронизывает» всю нашу жизнь, что знания прав человека позволяют взглянуть по-новому на все, что происходит вокруг и конкретно с каждым. Если использовать права человека как точку отсчета, то совершенно по-другому анализируется и комментируется все, что происходит в общественной жизни. По крайней мере, именно об этом говорили студенты – слушатели Школы по правам человека после первого семинара.

Взгляд молодых на проблемы:

Дискриминация по половому признаку

— Инна: Я столкнулась с дискриминацией, когда поступала в ВУЗ. Преподаватель-мужчина завышал оценки юношам, потому что у нас их меньше.

— Лена: Когда я получала права на управление автомобилем в 18 лет, инструктор сказал, что, поскольку я девушка, за руль мне лучше не садиться.

— Оля: Когда мне было лет 5, мальчишки играли в футбол на большом поле перед домом. Мне страшно нравился футбол, и я тоже хотела играть. Но они сказали мне: «Ты девчонка, иди и играй в свои куклы». А в университете на нашей кафедре очень много преподавателей, как мужчин, так и женщин, которые не любят студенток. По своей будущей специальности я системотехник, эта специальность считается чисто мужской. И даже молодые преподавательницы, недавно, закончившие институт по этой специальности, игнорируют девушек. Они открыто ставят девушкам оценки на балл ниже, чем юношам.

— Таня: Когда мне было 14 лет, на меня были возложены все обязанности по дому, но когда моему младшему брату исполнилось столько же, родители от него этого не требовали.

— Таня: У нас в институте после окончания военной кафедры можно переходить в Саратовский военно-медицинский университет и становиться там военными хирургами или терапевтами. Я хотела перевестись после 4-го курса. Когда я была на 2-м курсе, объявили, что девушек туда больше не берут. В Волгоградском вузе женское отделение вообще закрыли, потому что девушки после окончания выходят замуж и разрывают контракт.

— Аня: А я хочу привести как пример дискриминации такое объявление в газете: «Примем на работу девушку с приятной внешностью, возраст: 20-25 лет». Или «мужчину до 40-ка лет». Я слышала, что в США были случаи, когда на работодателя, опубликовавшего такое объявление, подавали в суд.

— Саша: А я считаю, что девушка-секретарь – это не дискриминация. Это же лицо фирмы. И оно должно быть приятным. Какой-то положительный фактор при работе с клиентом женщина оказывает.

— Оля: У нас в России 98-99% разводов заканчивается тем, что ребенок остается с матерью в любом возрасте. Да, мужчины на подсознательном уровне у нас считают, что рожать и воспитывать детей должна женщина. И когда дело доходит до развода, он даже не представляет себе такой возможности: забрать и воспитывать ребенка самостоятельно.

— Алиса: Я хотела бы сказать в защиту мужчин. Мужчины могут быть замечательными отцами, таких примеров я знаю очень много.

Положение женщин в сфере экономики

— Таня: У нас, в медицинском университете, по большей части специальностей при предоставлении аспирантуры отдается предпочтение юношам. А тот, кто окончил аспирантуру, остается работать там же. И на такие специальности, как хирургия, берут только юношей. А на девушек смотрят, как на потенциальных терапевтов.

— Саша: Я был на практике в Москве и попал в довольно крупную организацию по разработке программного обеспечения. И в этой организации было достаточно большое количество работающих женщин, 2/3 которых составляли «девушки-открытки», но при этом немало женщин занимало довольно высокие должности. Мне кажется, во-первых, что в регионах женщины имеют меньше прав, чем москвички, и, во-вторых, часто женщины сами не берут то, что они могут взять.

— Юра: Я бы хотел расширить проблему. Действительно, женщин как специалистов никто не хочет брать на работу. Но это проблема не только женщин, специалистам любого пола устроиться на работу очень сложно. Производство стоит, никто ничего не производит. У меня есть две знакомые женщины, и обе занимают очень хорошие посты. Причем, одна из них пришла в достаточно крупную фирму, где ее взяли на должность именно как женщину, и, относясь немного снисходительно, назначили начальником отдела кадров. Но за 5 лет работы она подняла этот отдел на такой уровень, и сама, естественно, поднялась в глазах начальства, ее никак не дискриминировали, ее сделали даже заместителем генерального директора по кадрам.

— Белла: Когда мы поступали в институт, на нашу специальность был большой конкурс. Но девочек, желающих учиться, было намного больше, чем юношей. И девочкам для поступления нужно было получить две «пятерки», а мальчиков брали, даже если они получали на экзамене две «тройки». При этом нам говорили, что у мальчиков огромный потенциал, и они могут в будущем занимать руководящие посты. И это при том, что девочки, для того, чтобы поступить, должны были знать в 5-10 раз больше, чем мальчики.

— Юля: На факультете журналистики РГУ, на нашем курсе, примерно 70 девочек и 10 мальчиков. И преподаватели-мужчины начинают нам рассказывать, что журналистика – не женское дело, что журналисту нужны сила и глубокий аналитический ум, как будто это исключительно мужские качества.

— Алиса: Когда я была на практике в редакции газеты г. Сочи, там главный редактор открытым текстом говорил, что «главным редактором может быть только мужчина, заместителем главного редактора может быть только мужчина; вот есть у нас газета «Фемина», там редактор – женщина, а в нормальной газете должен быть только мужчина».

— Юра: Политика государства такова. Работодатель становится практически богом. И ни один работодатель не пойдет навстречу, в частности, женщине, если у него не будет от этого экономической выгоды. До последнего времени налог на заработную плату для предприятий составлял 40%. Платить такой налог предприятия просто не в силах. Тем более, что у женщин есть социальные льготы. Если бы государство поддерживало предприятия, снижало, допустим, налоговую ставку, если работница в декрете или в отпуске по уходу за ребенком, чтобы предприятия не несли больших убытков, то, я думаю, такие меры были бы более действенными. Во всем должна быть экономическая подоплека.

Женщина и политика

— Юра: Женщины в политике на данном этапе – это действительно очень проблематично. И самое главное, что женщины сами упустили эту возможность. Дело в том, что на выборах в 1991 году партия «Женщины России» прошла в Думу. Но их поведение в Думе было таково, что на следующих выборах в 1995 году они не перешли 5%-й барьер. Это первое.

— Второе, основным избирателем в РФ является женщина, т.к. 53% населения страны – женщины. Причем, количество женщин постоянно увеличивается, потому что средний возраст мужчин меньше. И мужчин в Государственную Думу выбирают, получается, женщины.

— Аня: Я не согласна с этим выводом. Эти примеры являются исключениями, которые доказывают правило. Мы знаем о политике скандинавских стран, где большинство политиков именно женщины. И политика этих стран строится именно на взаимных уступках, на достижении компромисса.

— Юля: Женщине приходится больше работать. Мне кажется, что это происходит потому, что женщина тратит огромное количество времени на предварительную работу. То есть, ей нужно убедить мужчину, к которому она обращается, что она, и то, что она говорит, ее мозги, достойны внимания.

— Оля: Я участвовала в проведении социологического опроса. И слышала сама, что женщины сами говорят, что женщина в политике – это неестественно. Это бич нашего общества, что женщинам с рождения вбивают в голову, что они не играют большой роли. Мужчины на вопрос, как они относятся к женщинам в политике, отвечали в большинстве, что им все равно: женщина это или мужчина, главное для них, чтобы этот человек обладал качествами, которые они хотели бы видеть.

— Белла: Я и мои сверстницы хотели быть политиками, но с возрастом под воздействием общественного влияния и стереотипов это желание ослабевает.

Тема 2-го семинара: «Стратегическое планирование», «Толерантность», «Партнерство студенческой молодежи и органов местного самоуправления».

Программа семинара включала: презентацию докладов участников, разработанных на основе самостоятельно проведенных исследований, элементы стратегического планирования, круглый стол «Партнерство студенческой молодежи и органов местного самоуправления в решении социальных проблем города», блок «Жить в мире с собой и другими: я и группа, толерантность к себе и другим, самопознание»

Практическая часть проекта включала в себя совместную работу членов проектной группы и слушателей Школы.

Слушатели Школы в качестве домашнего задания выбрали следующие темы:

— «Женщины в политике» (анализ ситуации и социологический опрос)

— «Женское насилие и стереотипы в обществе по отношению к нему. Факторы, формирующие общественное мнение» (статистический анализ публикаций в СМИ, контент-анализ СМИ, соц. опрос, тестирование);

— «Физическое насилие над женщиной: причины и следствия» (соц. опрос, статистический анализ, исследование психологических особенностей поведения мужчин и женщин);

— «Отношение к домашнему насилию и потерпевшим со стороны правоохранительных органов» (по г. Ростову-на-Дону) (соц. опрос);

— «Ненасилие как убеждение и поступок» (философское исследование убеждения ненасилия в различных ситуациях);

— «Права ребенка» (соц. опрос);

— «Общественный интерес к проблеме социального положения женщин в современном мире» (соц. опрос);

— «Нарушение прав женщин – мигрантов» (соц. опрос);

— «Научные методы борьбы за права человека» (разработка программного обеспечения исследований).

В период между семинарами слушателями осуществлялась практическая работа в соответствии с разработанными и утвержденными планами.

Для выполнения домашнего задания в распоряжение слушателей были предоставлены материалы библиотечного фонда и архива Союза «Женщины Дона», организованы консультации юристов, правозащитников, психологов и экспертов организации, а также руководителя и других участников проекта. Кроме того, слушатели непосредственно сами принимали участие в работе общественной приемной и службы изучения общественного мнения Союза, причем, как в качестве интервьюеров, так и в качестве интервьюируемых. Для разработки программного обеспечения исследований использовалось оборудование Союза «Женщины Дона».

Опросы проводились среди студентов, работников правоохранительных органов г. Ростова-на-Дону, работниц Центра эстетического воспитания, Новочеркасской швейной фабрики, парикмахерских. Возраст опрашиваемых – от 16 до 60 лет. Анкетирование по изучению информированности детей о своих правах проводилось среди школьников 5, 7, 10 классов. Общее число опрошенных – 640 человек. Было проведено 3 контент-анализа прессы (молодежные работы хранятся в архиве Союза).

Активное участие студенты приняли в подготовке и проведении III Форума международной постоянно действующей конференции «Женщины за жизнь без войн и насилия!», которая состоялась 28-29 апреля 2001 года в г. Ростове-на-Дону. Участие в конференции стало важной составляющей образовательного курса слушателей Школы. Это был урок реальной жизни, демонстрация одного из возможных способов создания коалиций для защиты своих прав. Новым оказалось для студентов и непосредственное соприкосновение с сообществом неправительственных организаций. Более того, среди лидеров НКО, принимавших участие в конференции, были и сверстники студентов. Все это заставило слушателей Школы задуматься о создании молодежных общественных организаций.

Принципиально новым в работе по проекту стало:

— Привлечение к сотрудничеству в реализации проекта ресурсов других НКО в лице Елены Машковой, НПО «Фемина» (Набережные Челны), Ольги Липовской, НКО «Центр Гендерных Проблем» (Санкт-Петербург), Нины Курасовой, НКО «Информационный Центр «Афина» (Ростов-на-Дону), Ирины Мардарь, НКО Ассоциация журналистов «Аксинья» (Новочеркасск), Галины Кондрат, НКО Ассоциация психологов «Анима» (Новочеркасск), что позволило объединить неповторимый опыт каждой из партнерских организаций в области понимания и защиты прав человека – женщины, и передать его слушателям Школы.

— Создание смешанной группы студенческой молодежи для обучения в специальном проекте по правам женщин. Такой состав позволил группе рассмотреть проблему прав женщин с разных точек зрения и в ходе занятий осознать важность обсуждаемой темы. Участие в проекте юношей и девушек позволило разработать принципиально новый подход к вопросу об изменении статуса женщины. Так, один из участников сказал: «…у женщины статус изначально более низкий, чем у мужчины. Но я хочу увидеть женщин иных, запомнить их. …У меня будут дети, и я собираюсь воспитывать их иначе, чем воспитывали нас».

Проект Региональная Школа по правам человека «Права женщин: шаг за шагом» способствовал проявлению активности молодых людей, создал условия для коллективных действий по продвижению интересов женщин, опираясь на самопомощь и взаимопомощь, что подтверждают результаты работы по проекту.

Проект. «Женщины в российской политике» при финансовой поддержке британского правительственного фонда KNOW HOW, 1999—2000.

Выполнение проекта осуществлялось по следующим направлениям: образовательная , исследовательская, аналитическая, информационная деятельность.

Партнерами в реализации проекта стали кроме Союза «Женщины Дона», британская общественная организация «Project Parity», Информационный Центр «Афина» (Ростов-на-Дону) и Ассоциация журналистов «Аксинья» (Новочеркасск).

Политика реализации проекта состояла в следующем:

Во-первых, обучение женщин лидеров и членов их выборных штабов умению вести выборную кампанию на основе честной конкурентной борьбы с мужчинами; технологиям взаимодействии со СМИ, политическими партиями, исполнительной властью.

Во-вторых, поиск единомышленников и формирование убеждения у населения о необходимости гендерного равенства во власти среди депутатов различных уровней, представителей местного самоуправления, государственных чиновников, региональных лидеров общероссийских партий и движений, журналистов – и создание, в конечном счете, в ходе реализации проекта сообщества единомышленников, которые считают необходимым и актуальным продвижение женщин на уровень принятия решений.

В-третьих, разработка технологий продвижения на уровень принятия решений женщин на основе анализа выборных кампаний женщин кандидатов в депутаты Государственной Думы.

В-четвертых, формирование общественного мнения у местного сообщества о необходимости привлечения женщин к работе в органах власти через СМИ региона.

Образовательная деятельность :

4-7 ноября 1999 года в городе Ростове-на-Дону состоялся обучающий семинар: «Школа ведения предвыборной кампании», для женщин кандидатов в депутаты Государственной Думы РФ и руководителей штабов женщин кандидатов, участницами стали 30 женщин и 3 мужчин из 14 регионов России.

8-11 ноября 1999 года, состоялся семинар «Женщины, демократия, лидерство», для лидеров женских организаций Ростовской области.

В июне 2000, состоялся семинар «Основы паритетной демократии. Партнерство мужчин и женщин в политике», для руководителей и активистов региональных отделений общероссийских партий и общественно-политических движений, женщин лидеров.

В июле 2000 года, семинар «Опыт участия в выборах. Проблемы и перспективы участия женщин в российской политике». Цель семинара – анализ выборных кампаний женщин кандидатов.

Исследовательская деятельность

Выполнено проектное исследование «Женщины в российской политике». Основа для исследований: статистические данные о результатах выборов в России и Ростовской области, результаты анкетирования, результаты анкетирования различных групп населения, публикации в СМИ, в период выборной кампании, нормативно- правовые документы.

Проведен мониторинг выборной кампании женщины кандидата в депутаты Госдумы РФ. Изучено общественное мнение о женщинах-кандидатах на основе экспертного опроса. Проведены шесть фокус групп, с целью прояснения отношения к выборам, со стороны населения. Проведен сравнительный анализ политических предпочтений, персональный рейтинг кандидатов на одном из округов. Значительная часть материалов опубликованы в брошюре «Женщины и власть».

Аналитическая деятельность

На основе анализа ситуации в регионе и в России, по проблеме продвижения женщин на уровень принятия решений, была подготовлена аналитическая записка «Выборы-99: анализ допущенных ошибок и нереализованных возможностей». Анализу опыта, накопленного женщинами кандидатами в ходе выборов 1999 года, был посвящен четвертый обучающий семинар.

Информационная деятельность

Подготовлено и издано шесть номеров Информационного бюллетеня Союза «Женщины Дона», посвященные проблеме продвижения женщин на уровень принятия решений. Издана брошюра «Женщины и власть», содержащая результаты аналитической, исследовательской, информационной деятельности по проекту. Брошюра адресована активисткам российского женского движения, лидерам политических партий, политологам и женщинам кандидатам в выборные органы различных уровней, а также активистам местного сообщества, считающим, что представительство женщин в органах власти недостаточно.

Проект. «Подготовка женщин и молодежи для работы по преодолению гендерного и возрастного дисбаланса в системе местного самоуправления региона с патриархальными традициями» (На майдане перемены), 2003г.

Цель проекта: достижение гендерного равновесия в органах местного самоуправления г Новочеркасска

Задачи проекта:

Подготовить 20 женщин, лидеров НКО и профсоюзных организаций к выборной кампании в органы местного самоуправления в 2005 году.

Подготовить кадровый резерв из 20 представителей молодежи, к продвижению в органы законодательной и исполнительной власти

Обсудить и представить женский опыт участия в выборной кампании

Разработать формы гендерного просвещения избирателей обоих полов, разных возрастных и социальных групп.

Достигнутые результаты.

В рамках исследовательского направления проекта, были проведены 6 фокус-групп для старшего поколения, в которых приняли участие 78 человек и 8 молодежных фокус-групп, в которых приняли участие 125 человек.

В результате были определены приоритетные темы и проблемы города, по которым возможна консолидация представителей различных социальных и возрастных групп. Сформированы 2 группы участников проекта из 25 молодых людей (девушек и юношей) и 20 женщин и 5 мужчин.

6-8 февраля 2004 года проведен первый семинар «Повышение роли женщин в органах местного самоуправления: участие в электоральном процессе и перспективы использования нового законодательства по МСУ». Семинар проведен в партнерстве с Фондом «Международный Республиканский Институт» (г.Москва) на условиях со – финансирования.

23-25 мая 2004 года проведен семинар «Социальные проблемы города: возможные пути решения в современных условиях». Семинар проведен в партнерстве с Фондом «Институт социальной и гендерной политики» (г. Москва) на условиях софинансирования. (Материалы семинара в приложении).

22-24 октября 2004 года проведен семинар «Основы проектирования избирательных кампаний».

На семинарах участники проекта получили основы знаний, необходимых для выполнения депутатских полномочий в разных направлениях: бюджетировании, муниципальной экономики; познакомились с новой редакцией федерального закона «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ», приобрели навыки проектирования избирательной кампании, освоили методы формирования имиджа кандидата.

Участникам проекта была оказана методическая и практическая помощь в разработке стратегии и календарного плана конкретной избирательной кампании. На пример плана избирательной кампании, кандидатов в депутаты городской Думы Таганрога, Ивановой Евгении Александровне, Пономарева Александра Владимировича.

В результате работы участников проекта на округах и непосредственно с избирателями был уточнен круг наиболее приоритетных и острых проблем: наркомания среди молодежи и экологическое состояние города.

Молодежное направление в проекте также включало в себя комплекс мероприятий.

13-15 февраля 2004 года проведен первый семинар для молодежи «На майдане перемены». В семинаре приняло участие 25 человек. Семинар проведен в партнерстве с Фондом «Институт экономики города» (г. Москва)

23-25 апреля 2004 года проведен второй семинар для молодежи «Местное самоуправление и социальная политика: молодёжная перспектива». В семинаре приняло участие 24 человека.

9-10 октября 2004 года проведен семинар «Основы проектирования избирательной кампании». В семинаре приняли участие 20 человек. Семинар проведен в партнёрстве с Фондом «Институт социальной и гендерной политики» (г. Москва)

В результате участия в семинарах молодежь получила возможность познакомиться с основами бюджетирования, муниципальной экономики; познакомиться с новой редакцией федерального закона «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ», а также приобрести навыки проектирования избирательной кампании, освоить методы формирования имиджа кандидата. Дальнейшие контакты с участниками молодежной части проекта подтвердили эффективность работы с ними. Все, активно участвуют в политической жизни города и страны. Многие из молодых участников и участниц проекта вошли в избирательные штабы кандидатов в мэры г. Новочеркасска и кандидатов в депутаты Городской Думы.

30 сентября 2004 года состоялся семинар-дискуссия «Внедрение гендерного подхода в социальную и экономическую политику города». Ведущие семинара-дискуссии – кандидат экономических наук, профессор кафедры управления Института Управления, директор Центра социальных технологий «Развитие» г. Набережные Челны Елена Владимировна Машкова и кандидат политических наук Валентина Ивановна Череватенко. Число участников семинара более 50 человек.

В процессе семинара-дискуссии участники смогли познакомиться с литературой по гендерной тематике, изданной в рамках издательской программы Фонда «Институт социальной и гендерной политики», оформить бланки заявок на данную литературу для своих библиотек и организаций.

После семинара-дискуссии состоялись телевизионные дебаты, в которых приняли участие: заместитель мэра г.Новочеркасска А.В. Демченко и заместитель Главы городской Думы города Новочеркасска В.А. Волков, участники проекта «На майдане перемены», работники библиотек города и учебных заведений, журналисты городских газет.

Издана брошюра «Мы выбираем!? За нас выбирают?! Хроника избирательной кампании женщины-кандидата», тираж 1000 экземпляров .

С 1 августа по 1 октября 2004 года в рамках проекта была проведена общественная акция, в пользу принятия региональной целевой программы экологического оздоровления города Новочеркасска и возобновления мониторинга природных сред.

Данная проблема была выделена в качестве приоритетной и консолидирующей женщинами и молодежью в ходе фокус групп. В ходе акции были подготовлены обращения к жителям города с приглашением принять участие в акции, а также обращения к руководству Ростовской области. Обращения были размножены тиражом 15 тысяч экземпляров. Распространением материалов акции занимались участники проекта. В приемной губернатора Ростовской области и председателя Законодательного собрания Ростовской области зарегистрировано свыше 3000 обращений жителей города Новочеркасска.

Реакцией на обращения горожан, был визит в город и встреча с инициаторами акции, учеными-экологами, представителями ОМСУ председателя комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации области В. Остроуховой. В процессе встречи, прозвучали конструктивные предложения с обеих сторон, были определены конкретные меры по оздоровлению экологической ситуации в городе.

Логическим продолжением деятельности Союза «Женщины Дона» в области продвижения гендерного равенства стали проекты:

«Включить в сферу внимания». Часть 1, 2008гг.

«Включить в сферу внимания». Часть 2, 2009—2010гг.

«Права человека для женщин – Включить в сферу внимания», 2011—2012 гг