ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Отечественный и зарубежный опыт убедительно показывает, что эффективность местного самоуправления, повышение качества жизни населения муниципальных образований во многом зависит от степени и характера общественного участия в процессе подготовки, принятия и реализации решений. Деятельность, направленная на повышение мотивации жителей города Новочеркасска к участию в управлении городом, на формирование навыков самоорганизации и солидарных действий, а также механизмов общественного влияния на деятельность ОМСУ, на преодоление стереотипов и заблуждений по поводу взаимоотношений местного сообщества и власти, является для Союза важным направлением. Последние новации в российском законодательстве: закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Жилищный кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, ряд других законодательных актов, значительно расширяют возможности граждан непосредственно участвовать в управлении территориями, влиять на решения органов государственной власти и местного самоуправления и контролировать их деятельность. Однако реализации этих возможностей вообще в России, и в Новочеркасске в частности, препятствует ряд обстоятельств:

  • иждивенческая ментальность, социальная пассивность, слабая мотивация к общественной самодеятельности как элементы социально-психологического портрета современного российского обывателя;
  • недостаток гражданской культуры, отсутствие навыков самоорганизации и солидарных действий у значительной части населения, что ставит под сомнение саму возможность продуктивного и ответственного участия общественности управлении на муниципальном уровне;
  • патерналистские традиции и рефлексы российской власти, отсутствие мотивации и навыков взаимодействия с общественностью (по типу «субъект – субъект») в процессе реализации властных полномочий.

Деятельность, направленная на активизацию потенциала местного сообщества, на повышение степени ответственности и открытости (для населения) местной власти, осуществляется Союза как в рамках проектов, так и в повседневной практической деятельности организации в местном сообществе. Проекты Союза «Женщины Дона», реализованные в различное время, имеют разные названия:

  • «Прозрачный бюджет» (2000—2002 гг.);
  • «Преодоление административных барьеров в социальной сфере как инструмент борьбы с бедностью» (2004 г.);
  • «Мы и наш город» (2004—2005 гг.), но каждый из них преследует одну и ту же цель – развитие местного самоуправления посредством привлечения населения к процессу принятия решений на местном уровне.

Проект «Прозрачный бюджет» стал закономерным этапом деятельности организации. Реализация проекта была направлена на формирование бюджетной культуры местного сообщества, создание механизмов общественного влияния на расходование средств муниципального бюджета, на иные этапы бюджетного процесса. Для достижения целей проекта коллективом экспертов было разработано учебное пособие «Прозрачный бюджет» (ч. 1,2), в котором в адаптированном виде была представлена базовая информация о бюджете, бюджетном процессе, а также правовая база общественного участия в бюджетной деятельности и описание технологий такого участия. В процессе работы над пособием, экспертами Союза был сделан анализ бюджетных расходов, осуществляемых в интересах детей (на примере города Новочеркасска). Материалы анализа были представлены участникам круглого стола (участники – руководители органов местного самоуправления, активисты НКО, социально активные граждане) и явились основой для разработки муниципальной целевой программы «Город – детям». В процессе работы над частью 2-й пособия «Прозрачный бюджет», специалистами Союза была сделана общественная экспертиза тарифа на тепловую энергию, отпускаемую одним из теплоснабжающих предприятий города Новочеркасска. Результаты экспертизы показали наличие экономически неоправданных расходов и были представлены на рассмотрение муниципальной тарифной комиссии и профильной комиссии Городской Думы. В итоге, в муниципальное положение о формировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги был внесен пункт об обязательном проведении независимой экспертизы тарифов специализированными организациями за счет средств городского бюджета. Повышение прозрачности деятельности органов местного самоуправления, в том числе и в бюджетной сфере, невозможно без овладения местным сообществом базовыми знаниями о бюджете и бюджетном процессе. Только это делает возможным компетентное и ответственное участие жителей города в бюджетной деятельности на всех стадиях бюджетного процесса, только это делает возможным эффективный общественный контроль. Экспертной группой Союза были разработаны методики образовательных семинаров «Муниципальный бюджет: ликбез для начинающих», «Целевые программы – что это такое». В рамках проекта был проведен цикл образовательных семинаров-тренингов (по разработанным методикам), в которых прошли обучение более 200 человек (депутаты МСУ и их помощники, лидеры и активисты НКО, журналисты и студенты (будущие журналисты), социальные работники)). Состоялись целевые семинары для женщин-депутатов муниципальных образований Ростовской области. Эти мероприятия позволили достичь понимания сути и технологий общественного бюджетного процесса, сформировали психологическую уверенность в том, что «все у нас получится». Таким образом, в регионе сформировалось бюджетное сообщество, которому свойственны определенная бюджетная культура и бюджетные традиции, что позволяет, несмотря на несовершенство нормативно-правовой базы, продвигать общественные интересы, создавать базу общественного влияния на бюджетный процесс. Программа «Административные барьеры в социальной сфере как инструмент борьбы с бедностью». Цель программы – повышение доступности социальных сервисов для социально уязвимых категорий населения. В рамках программы была предпринята экспертиза муниципальной нормативно-правовой базы, регламентирующей условия и порядок предоставления социальных сервисов, проведены «полевые» исследования доступности социальных сервисов. На основании полученных результатов были подготовлены поправки в муниципальное положение о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Поправки обсуждались на заседании профильной комиссии Городской Думы, одобрены и рекомендованы к рассмотрению на заседании Городской Думы. Экспертами Союза проводилось консультирование граждан по поводу предоставления социальных сервисов в г. Гуково, ст. Кривянская (населенные пункты Ростовской области). Результаты исследования доступности социальных сервисов в городе Новочеркасске были опубликованы в специальной брошюре (тираж 1000 экз.), адресованной руководителям профильных учреждений, активистам общественных организаций, населению. Брошюра распространялась среди населения Новочеркасска через общественную приемную, была направлена в адрес руководителей учреждений социальной защиты, департамента городского хозяйства Новочеркасска, а также по сети НКО. В результате повысилась информированность населения о возможности получения социальной поддержки, о способах преодоления так называемых «административных барьеров». Кроме того, в качестве результата программы можно рассматривать появление информационных стендов в учреждениях социальной защиты города, открытие в муниципальной газете новой рубрики – «Рекомендации и разъяснения получателям социальных услуг», регулярные выступления на местном ТВ руководителей и специалистов управления труда и социальной защиты, пенсионного фонда и др. Проект «Мы и наш город», инициированный региональной общественной организацией Союз «Женщины Дона» (2004 – 2005 гг.), был поддержан Европейской комиссией по правам человека, органами местного самоуправления городов Новочеркасск и Таганрог. Проект выполнялся в партнерстве с таганрогской общественной организацией «Сударыня». Цель проекта: показать преимущества муниципальной управленческой модели с общественным участием перед закрытой, иерархической моделью, научить жителей города технологиям взаимодействия с властью и, в результате, повысить эффективность местного самоуправления. Реализация проекта «Мы и наш город» происходила накануне вступления в действие новой редакции федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». И это, на самом деле, не случайное совпадение. Планируя направления деятельности в рамках проекта, мы исходили из того, что новое законодательство о местном самоуправлении значительно повышает возможности населения участвовать в управлении городскими делами, самостоятельно решать местные проблемы. Однако реализации этих возможностей препятствуют:

  • во-первых, сложившиеся традиции муниципального (и государственного) управления, не предполагающие общественного участия в процессе подготовки, принятия и реализации решений;
  • во-вторых, иждивенческая ментальность, отсутствие гражданской культуры и навыков самоорганизации у населения;
  • в-третьих, отсутствие у обеих сторон практического опыта взаимодействия и сотрудничества

Для использования возможностей нового закона о местном самоуправлении, для повышения эффективности и ответственности муниципальной власти, по нашему мнению, необходима серьезная подготовительная работа; причем, учиться жить и работать в новых условиях предстояло и предстоит не только общественности, но и власть предержащим. Указанные обстоятельства определили направленность, содержание мероприятий проекта, а также его целевые группы. В течение года (а именно столько времени отводилось на реализацию проекта) в Новочеркасске и Таганроге был проведен цикл мероприятий по четырем направлениям:

  • исследовательское;
  • образовательное;
  • информационное;
  • нормотворческое.

Мероприятия проекта, – в том числе: фокус группы, проблемные дискуссии, конкурсы рефератов и сочинений, демонстрационные и организационно-деятельностные игры, выпуск информационных бюллетеней (в электронной и печатной версиях), публикации в СМИ, радиопередачи, теледебаты, – были направлены, как на осознание местным сообществом, включая представителей ОМСУ, необходимости и выгод конструктивного взаимодействия (повышение мотивации к такому взаимодействию), так и на формирование у населения навыков самоорганизации и овладение технологиями общественного влияния на деятельность муниципалитетов. Прямыми и косвенными участниками проекта стали представители органов государственной власти и местного самоуправления, предприниматели, руководители различных предприятий, лидеры и активисты некоммерческих организаций, активная часть населения. Особая роль в проекте отводилась молодежи, ибо становление и развитие местного самоуправления во многом зависит от гражданской позиции молодого поколения, его компетентности, готовности к участию в городских делах, к конструктивному диалогу с властью. В ходе реализации проекта нами накоплен значительный по объему и содержанию материал (в виде стенограмм мероприятий), который мог бы использоваться при исследовании процессов становления гражданского общества, местного самоуправления. Большая часть материалов проекта издана в виде отдельной брошюры.